К толчению приучали с детских лет, для взрослого не очень удобно было пользоваться ступой, нужно было сгибаться. А для подростков, деревенских девчонок в самый раз. Ступа подготовки к работе не требовала, потому, как после очередного использования ставили ее вверх дном, и никакого мусора, никакой пыли туда не попадало. Пест – аккуратненько в уголок. Бытовое использование ступы и песта сопровождалось правилами и запретами, приписывали ей целительские свойства, выполняла она существенную обрядовую роль на похоронах и свадьбах.
Например, в течение трех дней после смерти человека, нельзя толочь в ступе и молоть в жерновах, чтобы не нанести увечья душе покойного. А ещё, по поверьям, не следует на ночь оставлять пест в ступе, иначе ночью нечистая сила им будет толочь болезнь – а потом рассевать по народу. Однако в ступе пытались истолочь болезнь людей и домашней скотины. Тот, кто страдал от лихорадки или боли в животе, должен был перед сном выпить воды из ступы, три раза перевернуться через голову, считалось, что утром он будет здоров. Когда ребёнок, плохо спал, капризничал, трижды обходили ступу и произносили: «Полуночница душа, по ночам не ходи, рабы Божьей (имя) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». Верили, что если во время пожара перевернуть ступу кверху дном ветер утихнет и не разнесёт огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу и пест чтобы вызвать дождь.
Чтобы сватовство было удачным, сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу. А из дома жениха её катили его родные, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. В некоторых местах ступу во время свадьбы рядили в женский наряд, а пест — в мужской. В последний день свадьбы родителей новобрачных «венчали» вокруг ступы. Чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая войдя в дом мужа, должна присесть и на пест, и на ступу. Иногда испытывали характер молодой: наливали в ступу воды и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды. Вызывал этот процесс у всех присутствовавших шумное веселье, подтрунивание да подшучивание над невестой. Ну, на то она и свадьба, чтоб весело было.
Особенно ярко проявлялись ступа и пест в шутках. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом. Упоминается ступа в русских народных пословицах и поговорках: «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», про упрямых людей говорили: «Ее (его) и в ступе не утолчешь». А еще наши предки шутливо отзывались о неуклюжести да болтливости: «Люди ступают – никто их не слышит; а мы как в ступе: что ни ступим, то стукнем».
Когда женщина перемалывала содержимое ступы обратной стороною метлы (метла из соображений практичности была многофункциональна), то ступа качалась, двигалась, подпрыгивала. Мужики шутили: «Вот, счаз заведёт, разгонит и полетит, баба». Шутить и радоваться жизни у славян по любому поводу было делом обычным и предпочтительным, поэтому юморной образ успешной хозяйки, летающей в своей ступе и успевающей совершать тысячи и тысячи бытовых дел сложился в фантазийном, сказочном образе, как бы сам собою. Так в русских народных сказках говорится: «Ветер свистит, деревья стонут, летит Баба-Яга - в ступе, пестом погоняет, помелом дорогу заметает».