Самовар

Из истории русского чаепития
      Чаепитие с самоваром ассоциируется у нас с исконно русской традицией. Сразу представляешь себе избу, где тихо потрескивают дрова в печи, горит лампадка, а на столе стоит горячий самовар с ароматным напитком и лежит вязанка баранок. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо родился в Сибири. Своей популярностью самовар обязан климату России, где, чтобы не замерзнуть, люди выпивали по 15-20 чашек чая. Чай пили после бани до 7 пота, гостям даже предлагались специальные полотенца, чтобы вытираться.
      Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, душевные беседы в хорошей компании, пожалуй, являются главной частью чаепития в Сибири. Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится русскому самовару. Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития.
     На рубеже XVIII века самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя.
      Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую призрачность происходящему.
     Существует мнение, что рядом с большими предметами время течёт медленнее, поэтому огромный самовар способен продлить для своих владельцев приятные моменты.
 
История самовара.
      Вот, наверное, по этой причине берёг семейный самовар мой прапрадед Илюшин Михаил Андреевич. Когда, где и по какому случаю был куплен этот самовар Тульского Патронного завода, уже забыто. Но к нему относились как к члену семьи. Был Михаил Андреевич человеком трудолюбивым добрым, как мог, заботился о своей большой семье, помогал советом и делом людям. Всегда мудро подходил к решению проблем, хотя жизнь у него была не сладкой.
      В Сибирь он приехал со всей роднёй и другими переселенцами из Орловской губернии в 1898 году в возрасте 18 лет. Вскоре обзавёлся своей семьёй, трудился на земле, построил дом. Воспитал с женой сына, четырёх дочерей, а вот младший сынок Васятка ещё на ноги встать не успел, как пришла в дом беда. Шёл 1932 год. Жил он с женой и сыном с семьёй старшей дочери Елены; так было принято, чтобы все поколения вместе, в хорошем доме, который сам и построил.
     Только однажды под вечер прибежал соседский мальчишка и сказал: «Деда Миша, тятя велел сказать, тебя завтра с утра раскулачивать придут». Что творилось тогда в душе 52-летнего мужчины, один бог ведает. Только задержав мальчугана и кликнув семилетнюю внучку Веру, он перво-наперво подошёл к столу: «Ну ка деточки, снесите самовар – и обратился к мальчику – у вас искать не будут». Уже в сумерках дети тащили, обмотанный платком тяжёлый самовар огородами, прячась в картофельной ботве и замирая при лае собак от страха. Добрались до дома мальчика и с помощью взрослых «изгнанник» был спрятан на чердаке, где стал дожидаться удобного случая, чтобы вернуться к любящему хозяину. Утром Михаила Андреевича с женой детьми и внуками выгнали из дома и организовали в нём сельский совет. Да только не долго заседали в нём новые «хозяева». Спалили они с пьяну дом, в эту же зиму, люди едва успели их спасти.
     А наш тульский самовар снова вернулся в семью, потчевал ароматным чаем всех добрых людей уже вновь отстроенном доме. Ушёл из жизни дедушка Миша, и уже Вера стала бабушкой, а самовар продолжал собирать семью за большим столом. Даже мне посчастливилось разжигать его в 1985 году. Потом судьба разбросала всех по свету.
     В 2013 году Вера Александровна передала самовар мне, поведав его историю. С 2016 года самовар моего прапрадеда занимает почётное место в экспозиции музея «Горница».
Хранитель фондов Чудакова Елена Николаевна.

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ