www.culture.ru
Ивановка
Ивановка
Эта «остановка» лично для меня особенная – в Ивановке прошли мои детство и юность. И я до сих пор с удовольствием возвращаюсь сюда вновь и вновь. Здесь все до боли знакомое и такое родное, такое милое и сердцу любимое… Здесь бьют родники с самой вкусной и, по преданиям, целебной водой, здесь растут самые вкусные ягоды, и живут самые добрые и удивительные люди. Ивановка и Спасовка существуют неразлучно. Деревни находятся всего в трех километрах друг от друга и на протяжении всего времени история их переплетается. В этом году им исполнилось по 120 лет. Солидная дата.
Тырбыльская история
Я особо горжусь, что принадлежу к роду самых первых поселенцев – основателей моего родного села – братьев Шкаруба. Об основных вехах истории Ивановки знаю многое, и все благодаря участию в краеведческом кружке, который в наше детство работал при местной библиотеке. Под чутким наставничеством библиотекаря и, по совместительству, моей двоюродной бабушки, Любови Никитичны Кривохатко, мы, в то время постоянно пропадавшие в библиотеке, узнавали, откуда приехали первые поселенцы, какие дома из тех времен сохранились до наших дней, чем тогда занимались люди. Владимир Кириллович Медведев работает над летописью нашей деревни. Его пока неоконченный труд называется «Тырбыльская история». Предлагаю немного в нее окунуться.
«Малоземелье и аграрное перенаселение в западных губерниях России, Украины и Прибалтики способствовало переселению в Сибирь огромного количества переселенцев. В Енисейской губернии была учреждена межевая партия, которая занималась образованием переселенческих участков. В Канском округе с 1894 по 1897 год чинами первой енисейской межевой партии было образовано 143 участка. В том числе Тырбыльский (Тырбыловский) Уринской волости.
Участок начал заселяться сразу, так как расположение его было связано со строительством Сибирской железной дороги. Требовалось много рабочих. Вместо одного селения, которому было выбрано название деревня Тырбыльская, образовалось три поселения: поселок Тырбыльский - при станции, деревня Ивановская и деревня Спасская.
Ивановка и Спасовка образовались в центре участка, разделяла деревни железная дорога и разъезд 2218 версты. Эти две деревни имели хорошее водоснабжение - рядом речка и большое количество родников. Чего не скажешь о поселке Тырбыльском.
Наверное, Ивановка и Спасовка могли стать одним селением, но переустройство и упразднение участка железной дороги в 1911 году, не дали осуществиться этому проекту.
Первое переселенческое свидетельство, хранящееся в деле краевого архива, выдано Тимофею Ивановичу Шкаруба, его и считают первым жителем Ивановки, но заимка Матвея Ушакова была задолго до образования переселенческого участка.
За десять лет участок был практически заселен. В Ивановке поселились семьи: Шкаруба, Дайнеко, Гробовы, Кузера, Подгаецкие, Поддубные, Мирошниковы, Дмитриенко, Будниковы, Екимцовы, Студенок, Ковалевы, Медведевы, Макаренко, Иртюга, Третьяковы, Хрюнины, Солодовниковы, Замышевские, Кротовы, Ковалевы, Гробовы, Клыпута, Дайниченка, Кривоносовы, Осиновы, Шинкаренко, Хатимченко, Рожковы. В основном это были выходцы и Новозыбковского уезда Черниговской губернии. В настоящее время это Злынковский и Новозыбковский районы Брянской области. В Спасовку переселились: Гребенниковы, Шупиковы, Мелеховы, Глушковы, Мазун, Шаго, Заболотские, Ляшенко (Ляшко), Ласых, Новаковы (Новак), Гнусковы, Сидоренко, Якименко (Акименко), Исайчевы, Сябровы, Дацковы, Атрошенко. Большая часть переселенцев была из Полтавской губернии, Пирятинского, Константиноградского и Переяславского уездов. Совсем немного семей из Новозыбковского и Борзенского уездов Черниговской губернии. Железнодорожный поселок Тырбыльский был заселен выходцами из Полтавской и Черниговской губернии и был малочисленным. Позже некоторые переселенцы вернулись обратно, среди них Петр (старший) Иртюга-Дмитренко, Сибирь ему не понравилась из-за комаров и мошкары. Некоторые жители по вербовке выезжали в Бразилию. Выехала семья Лобченко, Будниковых, Дмитриенко Леонтия, прямо на параходе у них родилась дочь Лукерья. Выехал и Дайнеко Яков по прозвищу «Халявка», жил он на Малиновке напротив дома моего деда и отца. Потом когда возвратился, моему отцу, будучи мальчишкой, приходилось слушать рассказы о Бразилии».
Этот праздник – самый-самый!
К празднованию юбилея ивановцы подошли основательно. Заранее продумали, где будет проходить торжественная часть – выбрали бывший школьный сад. На возвышенности соорудили сцену, украсили ее березовыми ветками. В тенях деревьев уютно расположили подворья. Многие украсили свои дома шарами, надписями, поздравительными транспарантами. Основные заботы по организации взяли на себя работники местного клуба и районного Дома культуры, библиотеки. Поздравляли ивановцев и спасовцев с праздником художественные коллективы из Новокамалы, Новой Солянки, Рыбного. Уже после праздника гости отмечали, что в этот день в школьном саду царила невероятная домашняя атмосфера – люди приезжали, радовались, приветствовали друг друга, обнимались, приглашали на свои подворья, угощали друг друга различными вкусностями, кстати, многие делали это бесплатно.
В этот юбилейный для села год отмечает круглую дату и местный детский сад – ему исполнилось тридцать лет.
Наше село живет и процветает, насколько это возможно. Для тех, кто не боится труда, работа есть всегда, ведь в Ивановке уже несколько лет существует отделение ООО «Искра». Здесь возделывают земли и выращивают скот, а молоко от буренок после переработки отправляется на прилавки магазинов.
К торжественному дню приурочили и награждение лучших работников отделения. Не все смогли получить их на сцене лично из рук директора ООО «Искра» Александра Васильевича Суворова, ведь, как говорится, летний день год кормит – механизаторы в то время были в поле.
Кстати, газета «Голос времени» у ивановцев в особом почете, здесь ее читает каждый третий житель. На Ивановку и Спасовку приходится пятьдесят экземпляров. Если сравнивать в соотношении с некоторыми другими селами, то это достойный показатель! Мнение всей редакции – это личная заслуга местного почтальона Натальи Викторовны Гнусковой.
Свежий номер районки приходит сюда по субботам. Наталья Викторовна сразу же торопится разнести его по почтовым ящикам – мои земляки не живут в новостном вакууме, они всегда стремились знать последние новости.
Маленькой точкой на карте большого края обозначено село Ивановка, а на карте России ее и вовсе нет, но о селе знают многие. Знают, благодаря замечательным людям, которые родились и живут здесь, любят его, пишут его летописи, переживают о его судьбе. Таким человеком является Владимир Кириллович Медведев. К празднику он подготовил фотовыставку об истории села. Глава района Сергей Михайлович Колесов вручил Владимиру Кирилловичу благодарственное письмо за большой вклад в развитие села и активную жизненную позицию.
Торжественная часть тоже была какой-то особенно теплой и волнующей. На сцене чествовали долгожителей села: Евгения Ильича Краева, Виктора Павловича Лысенко, Эмму Яковлевну Келлер, Зинаиду Григорьевну Кох, Любовь Александровну Шупикову, Марию Николаевну Новоселову, Анатолия Тимофеевича Субботина. Мы видим их каждый день, они живут рядом, они трудолюбивы и скромны. Они не привыкли к славе, но их жизнь, их ежедневный труд – это источник человеческой мудрости и самоотверженности.
Но самый большой сюрприз для своих детей и земляков приготовили жители улицы Малиновка. На некогда пустовавшей поляне они построили детскую площадку.
Как говорят они сами, идея пришла спонтанно. Дружно собравшись, молодые родители возвели песочницу и качели для ребятишек. Посреди площадки установили большой круглый стол. Огородили все это забором, чтобы скот ничего не разломал.
Открытие площадки решили приурочить к празднику в честь юбилея села. Ребятишки сами разрезали ленточку. Праздник длился до глубокой ночи.
Учитель начальной школы Надежда Васильевна Поглазова проработала здесь уже более тридцати лет. Она учила меня и моего брата. Для нас она стала еще и крестной. В школе для моих ровесников этот педагог был большим авторитетом. С уважением к Надежде Васильевне на селе относятся и до сих пор.
Сейчас она, как и в далеком 1983-м, когда, совсем молоденькая, приехала обучать учеников начальной школы, одна учит ребятишек младшего звена. Неполная средняя школа в Ивановке несколько лет назад была реорганизована в начальную.
Думаю, что у каждого ивановца есть маленький повод гордиться тем, что он родился и вырос именно в этом селе. Здесь всегда жили и живут светлые люди, стремящиеся менять все вокруг только к лучшему, вопреки всему, всем разговорам и преградам. Таким человеком была и моя двоюродная бабушка, Любовь Никитична Кривохатко, как я уже говорила, она была заведующей библиотекой. Ее имя известно всему району. Друзья и коллеги Любови Никитичны решили увековечить его, присвоив его библиотеке, в которой она проработала до конца своей жизни. Любовь Никитична оставила после себя глубокий след в истории села. Под ее началом основан музей истории Ивановки и Спасовки. Она сняла фильм о старожилах села, многих из которых, к сожалению, уже нет с нами. Фильм мы пересматриваем часто и каждый раз с большой благодарностью к его автору. Мы помним Вас, Любовь Никитична.
История
Православный храм
В 1898 году через благочинного Канского округа, Епископу Енисейскому Ефимию был направлен приговор сельского схода с прошением о строительстве на Тырбыльском переселенческом участке православного храма. Место для церкви и церковного погоста было обозначено при размежевании в деревне Ивановской. Дальность церкви от селений приносило трудности в совершении обрядов, особенно крещении родившихся детей. Демография в то время с настоящим не имеет никакого сравнения. Церковь была государственной и обязана была вести Метрические книги, в которые вносились данные о рождении, браковенчании и о смерти. К концу 1899 года была получена благословенная грамота на строительство. Кроме того, было предложено использовать при строительстве старое здание Усть-Ярульской церкви Уринской волости. После выхода декрета об отделении церкви от государства причту Больше-Ключинской церкви было запрещено служить в Ивановке. Несколько месяцев храм был опечатан, а в 1935 году окончательно был закрыт. Церковное имущество, книги и иконы были вынесены в сторожевой домик. В самой церкви несколько лет было зернохранилище колхоза. В 1936 году было дано указание снять колокола с колокольни. Деревенские мужики категорически отказывались. На маслозаводе работал парень из Заозерного, он и согласился. Три колокола были сброшены и увезены в Заозерный. Виктория Игнатьевна Макаренко, уроженка Ивановки, рассказывала, что ее дед Андрей Дмитриевич сидел на скамейке у своего дома и плакал. Дом их был напротив церкви. Он двадцать пять лет поднимался на колокольню и первым извещал жителей округи праздничным перезвоном, набатом при пожаре, траурным звоном, когда кто-то из сельчан уходил в иной мир. Екатерина Сергеевна Перфилова приехала в Ивановку с родителями семилетней девчонкой, но событие детский ум сохранил. Играли они в то время в ограде церкви и видели, как взрослые люди из сторожевого домика выносили иконы и книги. Прямо в ограде был разожжен костер, в него все это бросали. Стоял треск. Было страшно. В душе хотелось, взять иконку и убежать.
После зернохранилища в здании церкви открыли клуб, в 1954 году оно было перестроено в сельский дом культуры. При переустройстве, когда на потолок поднимали грунт, то обнаружили захоронение офицера. Кто-то из старожилов сказал, что захоронен здесь офицер царской армии. Он был снят с поезда во время русско-японской войны. Останки были закрыты землей. По данным, полученным в краевом архиве, оказалось, что в церковной ограде деревни Ивановской погребены два офицера: Василий Иванович Неклюдов и Иван Иванович Цегебеев. Оба умершие от ран, полученных во время русско-японской войны. В настоящее время рыбинскими казаками установлен крест с памятной табличкой. Казаки второй год в День защитника Отечества приглашают бородинского и заозерновского священников. Служится панихида по воинам, жизнь положившим за Отечество.
Сейчас от церкви остался бревенчатый сруб, он тоже своеобразный памятник борцам с «опиумом для народа». Возможно, найдутся люди, которым не безразлична судьба малой родины, и совместными усилиями восстановим, что когда-то разрушили».
По материалам В.К. Медведева, «Тырбыльская история»
Ивановке и Спасовке – 120. За это время накоплено столько историй и воспоминаний, что книги издавать можно. И местный житель, уважаемый на селе человек, фельдшер местного ФАПа, Владимир Кириллович Медведев в тандеме с женой Любовью Петровной кропотливо собирают материалы об истории села. Они любезно предоставили мне электронную версию книги «Чтобы помнили и знали». Из нее я узнала, почему, к примеру, участок, расположенный между Ивановкой и Гмирянкой называется Аэродром, а пруд вблизи Ивановки назвали Звонарем и где находится Плачущая гора. Думаю, что многим землякам, особенно моим ровесникам, будет интересно узнать, откуда пошли такие названия. Из книги «Чтобы помнили и знали» Выдержки из топонимики Ивановки, Спасовки и окресностей Атрошенкин ключ. Источник, находящийся севернее Спасовки, в одном километре от деревни. Назван по одноименной заимке, расположеной рядом, на правой стороне речки Тырбыл. Вода источника прозрачная, вкусная. Издавна используется для засолки и консервирования.
Аэродром. Урочище на границе Ивановки и Гмирянки. Находится в восьми километрах от Ивановки. По одной из версий, получил название потому, что в данном месте проектировался аэродром в Рыбинском районе. Барсучий лог. Урочище северо-восточнее Спасовки в двух километрах. Это урочище пересекает старая насыпь бывшей Сибирской железной дороги. В полотне дороги каменная труба (мост), сохранившаяся до настоящего времени, в хорошем состоянии.
Гапина чашка, ямка. Низменность с левой стороны речки Тырбыл. Находится в шести километрах от Ивановки и Спасовки в северном направлении. В данном месте во времена колхозов было «пенькомочище», где мочили пеньку (волокно из конопли) для изготовления веревок для нужд колхоза.
Гапин околок. Находится на южной стороне Ивановки, где заканчивалась улица «Молоток». Назван в честь Агафьи Ивановны Рожковой, первого председателя Ивановского сельсовета.
Дикулёво (Докулёво) стойло. Небольшая местность, названа по деревенскому прозвищу жителя Ивановки. Северо-западнее деревни, на расстоянии трех километров. В летнее время – место водопоя скота.
Журавлев. Земельный участок пашни Прохора Ивлеивича Клыпута (деревенское прозвище «Журавель», вероятно, из-за высокого роста). Расположен северо-западнее Ивановки на расстоянии четырёх километров по дороге в Малую Камалу.
Закругление. Урочище, через которое проходит насыпь бывшей железной дороги. В этом месте железная дорога имеет отклонение к северу на сорок градусов – делает закругление.
Звонарь. Пруд. Рядом на возвышенной местности – одноимённые пашни, принадлежавшие Дмитрию Андреевичу Макаренко, который нес послушание звонаря в Ивановской церкви. Уроженец бывшей Черниговской губернии.
Ивановский пруд. Пруд в центре села. Плотина была отсыпана в начале 20 века по инициативе Ивана Макаровича Кротова. Отсыпка велась силами местных жителей, с использованием лошадей и конных «таратаек-самосвалов». Место отдыха и рыбной ловли местных жителей и гостей Ивановки.
Изветсковое. Карьер известняка. Находится на правой стороне речки Тырбыл в двух километрах от Спасовки. В пятидесятые годы вблизи карьера были печи для обжига известняка (выжигали известь для нужд колхоза и жителей). Также стояло несколько бараков, в которых проживали корейцы, по другой версии китайцы, которые обжигали известняк для нужд Камалинского ОПХ (в Новой Солянке). Котлован. Каменный мост (труба) через речку Тырбыл. Сооружен из тесаного камня в 1895 году при строительстве Сибирской железной дороги. Сейчас это достопримечательность наших селений.
Каплица. Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери в Ивановке. Сооружен в начале ХХ века. Разрушен в тридцатые годы. Восстановлен в 2007 году. Ежегодно здесь служатся молебны с водосвятием в ночь перед праздником Крещение Господне, девятого июля – в день празднования Тихвинской Божией Матери и девятнадцатого августа – в день Преображения Господня.
Леонова чашка. Поле, ранее принадлежавшее Леонтию Даниловичу Дмитриенко. После раскорчевки в шестидесятых годах площадь увеличилась до ста пяти гектаров. Сейчас поле засеяно многолетними травами и используется для выпаса скота подсобного хозяйства. Малиновка. Улица Ивановки, получившая своё название от фамилии Малиновых, проживавших в Ивановке. Поскотина. Изгородь из жердей. Поскотиной огорожены были обе деревни. Каждый участок поскотины был закреплен за определенным хозяином, который при необходимости ремонтировал свой участок. Плачущая гора. Второе название не очень приятное – «сопливая». Удивительное место, где находилась Мелехова заимка. У подножья горы выходят на поверхность более сорока источников на протяжении более десяти метров. Недалеко каждое лето располагается оздоровительный палаточный лагерь школ Рыбинского района. Разъезд. Место бывшего разъезда 2218 версты железной дороги. В настоящее время участок автодороги между Ивановкой и Спасовкой. В 1913 году в пассажирском здании расположилось Тырбыльское одноклассное училище (так назывались начальные школы с трехгодичным курсом обучения в царской России).
Рыжая гора. В километре от Спасовки в направлении Новой Солянки. Самое высокое место в окрестности. В настоящее время почти заросла сосняком.
Самогонный лог. Лог в ивановском бору, довольно тёмный даже днем. Во времена «сухого закона» в тридцатые годы ХХ века жители Ивановки в логу изготавливали (гнали) самогон. В логу протекает ручей с чистой, холодной, ключевой водой. Соединяется с логом Лаврухиным.
Спасовский ключ. Источник за спасовским прудом с интересной историей. Это единственный источник вблизи Спасовки, при строительстве железной дороги должен был быть засыпан насыпью. Но по «усиленной» просьбе жителей оставлен. Был сделан бетонный резервуар и выведена чугунная труба. В настоящее время облагорожен жителем Спасовки Олегом Андреевичем Гнусковым.
Солодкий. Поле и лог с сенокосными угодьями. Назван по фамилии жителя Ивановки. Расположен севернее деревни, на расстоянии четырех километров.
Сад. Место, где был расположен колхозный, затем совхозный сад. В настоящее время остались насаждения ранета, поросшие густым сосняком. Титов лог. Название получил по имени Кузера Тита Захаровича – жителя Ивановки. По логу проходит проселочная дорога в Малую Камалу. Третья бригада. Место бригады колхоза «Коммунар». В настоящее время частные покосы жителей Ивановки. Расположено западнее Ивановки, на расстоянии четырех километров.
Удодов. Поле, ранее принадлежавшее Иллариону Дайнеко, по прозвищу «Удод». Расположено в двух километрах от Ивановки в сторону Малой Камалы. В настоящее время поле хозяйства «Искра».
Халявкины штаны. Пашни, названы по деревенскому прозвищу «Халявка». Настоящая фамилия Антипин, житель Ивановки. Имел и другое прозвище «Добрый Бог». Цегельня, цагельня. Урочище, в котором находится карьер, который почти не используется. Из глины карьера изготавливался кирпич. Раствор из глины использовался для кладки печей.
Чаврова заимка. Местность, где располагалась старопоселенческая заимка, принадлежавшая крестьянину по фамилии Чавро. Позже семья переселилась в Спасовку. В настоящее время территория Новосолянского сельсовета. В данном месте расположен большой пруд, имеет название «Чавров». Рядом деревня Рябинки (бывшая заимка Сорокина).
Тырбыльские родники
Вот уже несколько лет в праздник Крещения в Ивановку на знаменитый источник Тихвинской иконы Божией Матери съезжаются люди со всей округи. О целебных качествах воды из этого источника ходит множество легенд. Но место, куда 120 лет назад прибыли первые поселенцы Ивановки и Спасовки, само по себе уникально – сёла окружает множество родников, воды которых попадают в речку с необычным названием Тырбыл. Мы попросили рассказать о Ивановском «феномене» местного краеведа, человека, который знает о родном селе всё, Владимира Кирилловича МЕДВЕДЕВА. Наверное, первое место в районе по числу родников займут Большие Ключи. Но о них, к сожалению, мне ничего неизвестно. Поэтому расскажу о своих. Наиболее почитаемый родник – источник, который находится в Ивановке. Он освящен в честь Тихвинской Иконы Божией Матери.
Первоначально освящен он был в начале двадцатого века. Когда мне было лет десять, мы с моим отцом как-то пошли в гости к отцовой сестре Анастасии Амосовой в другой конец деревни. У её двора на лавочках расположились деревенские старушки: Ульяна Макаренко, Анна Студенок (в деревне больше известная как Нюшка), Анастасия Литус и моя тётка. И тогда я впервые услышал историю об источнике. О кринице и каплице. Меня это заинтересовало.
Когда в 1991 году вёл переписку с бывшим директором Ивановской школы, Анной Яковлевной Дайнеко, уроженкой Ивановки, которая проживала в городе Саки что в Крыму. В своих воспоминаниях она много рассказала об источнике. Выяснилось, что зимой в праздник Крещения Господня после службы в Ивановской церкви шел крестный ход на «Иордан» к источнику. Также и летом совершался крестный ход, но в какой праздник, она не помнила. Волею судьбы, моей женой стала внучка той самой Нюшки, которую я много раз видел в детстве. Последние годы жизни эта бабушка проживала с нами. Как-то я спросил её о «каплице» и услышал подтверждение рассказа из Крыма. На вопрос, когда были службы летом, рассказала, что на праздник Тихвинской Божией Матери. Поэтому восстановленный источник было решено освятить в честь Тихвинской Иконы Божией Матери.
Через семьдесят лет забвения восстановлена часовенка, поставлена ограда, сооружена «купель». И теперь ежегодно в Крещенскую ночь при большом стечении народа служится молебен с водоосвящением. Молебен служится также 9 июля, в день Тихвинской иконы Божией Матери. В этот день к источнику идет крестный ход от поворота в Ивановку, около пяти километров. И еще молебен служится 19 августа, на праздник Преображения Господня. Этот день освящения источника и «Спасовские именины». В Спасовке тоже есть родник с интересной историей, которую рассказывали старожилы. При строительстве железной дороги его должны были засыпать полотном дороги. Но по «усиленной просьбе» переселенцев, поселившихся в Спасовке, он был оставлен. Был построен бетонный резервуар и выведена чугунная труба, из которой можно было брать воду. Сам родник, укрытый полотном дороги, более сотни лет дает живительную воду спасовцам и гостям, приезжающим отдохнуть в прекрасном уголке природы. Несколько лет назад его облагородил и вдохнул вторую жизнь коренной житель Спасовки, Олег Андреевич Гнусков, человек, беззаветно любящий свою малую родину всем сердцем.
Кроме названых родников есть еще несколько: «Атрошенкин», «Палатовский», «Манзын», «Белкин или Егичевский», в «Цегельне», «Звонарев», «Филимонов», «Источный» и другие без названия. Каждый из них хранит свою интересную историю, которая связала и эпоху, и судьбы человеческие. И расположены они в красивейших, уютных уголках природы, окружающих Ивановку и Спасовку. Наверняка, они долго будут поить своих нечастых гостей вкусной живительной влагой в летнюю жару.
Есть у нас и небольшая обыкновенная речка, каких в Сибири тысячи. Но названа она необычно – Тырбыл. Она берет свое начало почти у самой Новой Солянки и деревни Рябинки, собирает ручьи Звонарев, Широкий, Источный, Лаврухин и множество безымянных. Течет мимо Спасовки и направляется в сторону деревни Загорск. Далее, продолжая путь к старинному сибирскому селу Комарово, впадает в Кан.
Известный канский краевед топоним Юрий Рафаилович Кисловский расшифровал название реки Тырбыл как тюрко-камасинское «Тарабулак» – узкая речка. Но, думаю, что для Тырбыла больше подошло бы название «Подземная речка». Дело в том, что ее воды, по выводам ученых, протекают в известняковых карстовых пещерах. Поэтому летом местами русло сухое. Сейчас это необычное название носит только сама речка и летний оздоровительный лагерь, где отдыхают школьники Рыбинского района. А в прошлом это целая «Тырбыльскя история», довольно интересная, которая является маленьким звеном в истории нашей Родины.
Кстати, место летнего оздоровительного палаточного лагеря, в районе деревни Загорск, уникально – у подножья горы с шумом на поверхность вырываются потоки воды из известняковых карстовых пещер. Старожилы дали этому месту два названия «Плачущая гора», а другое мне не очень нравится, но оно есть – «Сопливая». Думаю, кто видел это «чудо природы», захочет непременно побывать еще на этом месте. И не раз.
Голос Времени, 27 апреля 2016