Ступа

        С далёких времён, у каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения, ведь раньше зёрна не мололись, а толклись. В ступах очищали от оболочки зёрна пшеницы, ржи, овса, растирали табак (единственная мужская ступа). Толкли стебли льна, чтобы размягчить их и быстрее очистить волокно от кострики. Толкли и пряжу, чтобы сделать ее мягче, и даже готовый холст. Мастера-сукновалы толкли в ступе сукно, а кожевники мяли дубовую и ивовую кору для дубления кож. Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков.
        К толчению приучали с детских лет, для взрослого не очень удобно было пользоваться ступой, нужно было сгибаться. А для подростков, деревенских девчонок в самый раз. Ступа подготовки к работе не требовала, потому, как после очередного использования ставили ее вверх дном, и никакого мусора, никакой пыли туда не попадало. Пест – аккуратненько в уголок. Бытовое использование ступы и песта сопровождалось правилами и запретами, приписывали ей целительские свойства, выполняла она существенную обрядовую роль на похоронах и свадьбах.
        Например, в течение трех дней после смерти человека, нельзя толочь в ступе и молоть в жерновах, чтобы не нанести увечья душе покойного. А ещё, по поверьям, не следует на ночь оставлять пест в ступе, иначе ночью нечистая сила им будет толочь болезнь – а потом рассевать по народу. Однако в ступе пытались истолочь болезнь людей и домашней скотины. Тот, кто страдал от лихорадки или боли в животе, должен был перед сном выпить воды из ступы, три раза перевернуться через голову, считалось, что утром он будет здоров. Когда ребёнок, плохо спал, капризничал, трижды обходили ступу и произносили: «Полуночница душа, по ночам не ходи, рабы Божьей (имя) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». Верили, что если во время пожара перевернуть ступу кверху дном ветер утихнет и не разнесёт огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу и пест чтобы вызвать дождь.
       Чтобы сватовство было удачным, сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу. А из дома жениха её катили его родные, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. В некоторых местах ступу во время свадьбы рядили в женский наряд, а пест — в мужской. В последний день свадьбы родителей новобрачных «венчали» вокруг ступы. Чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая войдя в дом мужа, должна присесть и на пест, и на ступу. Иногда испытывали характер молодой: наливали в ступу воды и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды. Вызывал этот процесс у всех присутствовавших шумное веселье, подтрунивание да подшучивание над невестой. Ну, на то она и свадьба, чтоб весело было.
       Особенно ярко проявлялись ступа и пест в шутках. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом. Упоминается ступа в русских народных пословицах и поговорках: «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», про упрямых людей говорили: «Ее (его) и в ступе не утолчешь». А еще наши предки шутливо отзывались о неуклюжести да болтливости: «Люди ступают – никто их не слышит; а мы как в ступе: что ни ступим, то стукнем».
     Когда женщина перемалывала содержимое ступы обратной стороною метлы (метла из соображений практичности была многофункциональна), то ступа качалась, двигалась, подпрыгивала. Мужики шутили: «Вот, счаз заведёт, разгонит и полетит, баба». Шутить и радоваться жизни у славян по любому поводу было делом обычным и предпочтительным, поэтому юморной образ успешной хозяйки, летающей в своей ступе и успевающей совершать тысячи и тысячи бытовых дел сложился в фантазийном, сказочном образе, как бы сам собою. Так в русских народных сказках говорится: «Ветер свистит, деревья стонут, летит Баба-Яга - в ступе, пестом погоняет, помелом дорогу заметает».
 
      Вот такая ступа Бабы-Яги хранится и в нашем музее, ведь и правда, по внешнему виду она напоминает сказочную, которую мы привыкли видеть с детства в мультфильмах и книжках. Появилась она в наших фондах с момента образования «Музея истории Рыбинского района», потому что до 2003 года музейные предметы собирал любитель энтузиаст, преподаватель техникума Чуприков Григорий Елисеевич. Однажды летом 1997 года он гостил у родной сестры Надежды Елисеевны Слепцовой, проживающей тогда в г. Иланске, и увидел там это сказочное чудо. Каким образом ему удалось уговорить семью Слепцовых подарить эту реликвию музею, Елисеевич не рассказывал, но то, что служила эта ступа для обмолачивания зерен, круп много лет Слепцовым, что выдолбил ступу дед свёкра Надежды Елисеевны в 1833 году, мы знаем. К сожалению, имя автора не дошло до нас, но его удивительная ступа с пестом сейчас занимает достойное место в экспозиции музея. Как и полагается домашней утвари рядом с русской печкой, в бабьем куту. Раньше Григорий Елисеевич рассказывал, как летала Яга в этой ступе, а теперь сотрудники музея говорят о прямом назначении этих предметов, не забывая о её сказочном сходстве.
     Вспоминая, всё сказанное, о ступе понимаешь, что она была заступницей человека. На какую её чудодейственную силу он рассчитывал никто не знал – просто так из поколения в поколение передавалось. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все чаще используются электрические приборы, прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все же стоит.
Хранитель фондов Чудакова Елена Николаевна.

Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.